Нина САДУР  О "МЕНЕСТРЕЛЕ"

Я очень рада, что есть такой литературный журнал с большим охватом авторов самых разных стилей и направлений. Здесь соблюдён главный критерий  отбора - профессионализм письма. Что важно в той каше и сумятице, которая царит в нынешнем литературном пространстве, напичканном оголтелыми выскочками от литературы. Мы на грани полного развала русской культуры, так мне кажется. А такие журналы, как «Менестрель»,  дают надежду на сохранность нашего письма.

 

Александр БАЛТИН

 

СЛОВО О "МЕНЕСТРЕЛЕ"

Некогда менестрели, украшая мир волшебными кристаллами песен, входили в диссонанс с миром, предпочитающим грубое мясо жизни.

Немудрено, что певцы стремились прибиться к княжеским, или даже королевским дворам, ибо богатство бытовой оснастки последних сулило и им подобие безбедного существования - во всяком случае избавляло от голодной смерти, вполне логичной для талантов, предпочитающих зыбкое, почти неуловимое облекать в плоть звука.

Название "Менестрель" как нельзя лучше подходит альманаху, собравшему среди своих стен и под своею крышей талантов разных, исповедующих различные поэтические "веры", объединённых только одним - талантом. Ведь не считать же нынешнее равнодушие мира к поэзии объединяющим фактором, правда? Это было бы совсем уж угольно-пессимистично.

Хвост павлина - роскошное, цветовое явленье мира (а некогда мудрый Иоанн Скот Эриугена сравнил Писание с павлиньим хвостом, имея в виду количество смысловых оттенков, заложенных в священных текстах), и, не впадая в патетику, хочется сопоставить омский альманах "Менестрель" именно с роскошью павлиньего хвоста - имея в виду необыкновенную пестроту и яркость: звуковую и смысловую, представленную читателю.

Радуга будет победнее.

Здесь, на тропах страниц альманаха, можно встретить и одного из старейшин поэтического цеха Владимира Алейникова, чей стих, какой ни возьми, всегда несёт в себе элемент волшебства, когда не алхимии, и Ивана Тарана с его зигзагообразными пересечениями смыслов, Зинаиду Миркину, чья мудрость - от старой арабской поэзии, и Валентину Ерофееву-Тверскую, чья искренняя, даже обнажённая интонация облекается в образы причудливые и прекрасные, и блистательного Михаила Анищенко, чей мир столь же своеобразен, сколь и высок, а точность не сочетаемых сочетаний точно высекает искры новой звукописи, и, хочется сказать, "смыслописи".

Тонко устроенные верлибры соседствуют, ничуть их не утесняя, с традиционными формами, и палитра современной поэзии представлена полноценно, играя, переливаясь, призывая читателя (тех, кто уцелел из этого класса) к новому видению.

Разумеется, альманах представляет и современную прозу, и драматургию, и, естественно, предлагаемый уровень не уступает поэтическому, достаточно назвать Нину Садур, чей абсурдно-конкретный мир так же выигрышно встаёт с белых листов, как представляется на подмостках театров.

Алхимия - великая наука: даже оставляя в стороне споры знали или нет лучшие из старых алхимиков тайну холодного синтеза - достаточно вспомнить герметическую алхимию: сложнейшую работу над своею душой (для современного человека привычней - психикой), в результате какой она превращается в подлинной философский камень: магистериум, к которому не пристаёт грязь, и в каком сосредоточено всё лучшее, что заложено в человеке.

Думается, литература вообще, и поэзия - особенно, сродни этой работе: читая, мы делаемся тоньше, лучше, научаемся больше видеть – и работу альманаха "Менестрель" в этом направлении сложно переоценить.

Корабль менестрелей прекрасно оснащён, и кормчему – Андрею Козыреву – известен подлинный вектор пути.

Жаль, что современный социум часто напоминает корабль дураков, плывущий совсем в другую сторону.

 

Дарья СИМОНОВА

           

МЕНЕСТРЕЛЬ БУДУЩЕГО

 

В современном литературном процессе все более авторитетными и значимыми становятся молодые журналы и альманахи, родившиеся уже в новейшую эпоху 2000-х годов. И это один из немногих факторов, которые позволяют с оптимизмом смотреть не только в будущее современной литературы, но и русской культуры в целом. Ведь не секрет, что нынешний издательский процесс фактически монополизирован, и это сильно ограничивает его в поиске новых имен. В результате рождаются вредные стереотипы о тотальной коммерциализации, графоманизации и о бессмысленности попыток писать качественную и глубокую прозу. В такой ситуации сохранять гуманитарный пульс помогают именно те издания, которые не скованы какой бы то ни было идеологией и ангажированностью. Они позволяют свободному творцу найти свою дорогу к читателю. А ведь это – практически единственный залог сохранения культуры, потому что в России у Слова исконно сакральный смысл.

Один из таких оазисов – омский альманах «Менестрель». Урал и Сибирь всегда были сильны богатыми литературными традициями, и крайне важно, что на этой благодатной почве появляются новые ростки, возрождающие духовные истоки и питающие язык кровью новых форм и образов. Важно то, что главный редактор и вдохновитель этого проекта Андрей Козырев - сам человек пишущий, талантливый поэт и писатель. Это дает ему возможность быть чутким в отборе материала и не пропустить одаренного, но малоизвестного, «нераскрученного» автора, что повсеместно происходит в издательской рутине. Впрочем, известность в литературе – ныне понятие весьма размытое и относительное. В «Менестреле» публикуются те писатели и поэты, которые одновременно известны читателю, но при этом не являются закостеневшими «именами-брэндами», что обычно чревато дрейфованием к конъюнктуре. В этом издании можно познакомиться именно с той литературой, которая сейчас как раз востребована, но рынок ею скуден: это современная художественная литература  поиска и смысла, это экзистенциальная эклектика, богатство языка и предельная честность. Человеку необходима обратная связь со своим современником, живущим, мыслящим и созидающим в ту же эпоху, особенно, если это эпоха перемен или очередной коррозии вечных ценностей. Именно эту важнейшую задачу и выполняет настоящая (а не суррогатная) современная литература, представленная, в частности, в «Менестреле». Причем географический охват его авторов отнюдь не ограничивается Омском, и журнал сохраняет богатую палитру стилей и, если можно так выразиться, свежесть «натурального продукта», чего порой не хватает рафинированным столичным СМИ. Здесь публикуются, например, прозаики Владимир Лидский, Нина Садур и Александр Петров, поэты Дмитрий Мельников и Лидия Григорьева. Очень важно и то, что в альманахе представлены рано ушедшие поэты Виктор Гофман и Вилли Мельников, которые были и останутся явлениями в поэзии.

Впрочем, выборочное перечисление авторов журнала всегда так или тенденциозно, поэтому остается только пожелать, чтобы бумажный тираж «Менестреля» и его электронные версии неуклонно увеличивали свою аудиторию, создавая интеллектуально-питательную среду для молодого поколения.

Мне лестно быть автором этого замечательного издания.

Виктор ВАЙНЕРМАН

"Менестрель" шагает по планете

Именно так, по планете. Удивительно, но восемь из двадцати двух авторов журнала – иногородние. Наверно, столь широкая география журнала как-то связана с названием? Не одно ведь слово перебрал автор-редактор-составитель, отыскивая заветное и единственное? Кроме менестрелей, были трубадуры, ваганты, миннезингеры, скоморохи. Почему именно красивое слово «менестрель» значится на обложке журнала? Создатель журнала Андрей Козырев в название вынес поэтический и потому собирательный образ. Менестрель – поэт, музыкант. Но есть ещё одна составляющая. Менестрель – профессионал. Человек, зарабатывающий своим литературным и музыкальным трудом. То есть в название вынесена ещё и надежда… Впрочем, об этом позже.

Журнал "Менестрель", по признанию Андрея Козырева, задуман как издание организуемого им Омского центра международного литературного сотрудничества, с помощью которого осуществлялось бы общение омских и иногородних литераторов. «Все писатели из других регионов, опубликованные в "Менестреле", - рассказывает редактор, - дадут возможность омичам напечататься в изданиях их городов. Так, я уже напечатал Елизарову, Сафронова, Егорова, Сенькину в журналах США, Украины, Молдовы в обмен на публикации Сундеева и Довгая в Омске».

Журнал «Менестрель», дойдя до последней страницы, хочется перелистывать вновь, находя строки, легшие на сердце сразу, ещё при беглом знакомстве. В третий, четвертый раз перечитывая отдельные стихи или прозаические строки, я долго не мог понять, что же заставляет снова и снова обращаться к одному и тому же?! Конечно, каждый автор хорош сам по себе, но во всём «виноват», конечно, он, Андрей Козырев, который подобрал особым образом тексты, собрал под одной обложкой, выстроил и каким-то неведомым способом заставил читателя, что называется, подсесть на них. В конце концов, мне удалось понять, что именно меня так зацепило во многих текстах, опубликованных в «Менестреле».Пришедший мне ответ придётся повторить неоднократно. Удивляет сама возможность столько! Добротной литературы! И собрать вместе!

Журнал сделан душой и руками человека неравнодушного, болеющего всеми теми болями, которые не дают покоя авторам собранных под одной обложкой поэтических подборок, рассказов, воспоминаний и даже иронических и «легкомысленных» произведений. Всё просто и, казалось бы, повторено многократно, затёрто до банальности, но каждому автору веришь и сопереживаешь, как сопереживаешь ребёнку, впервые задающему свои извечные «почему».

 

Туда ль иду? О том ли беспокоюсь?..

По мне ли ноша, неужель – бескрыл?

Да жив ли сам? Наверно – жив, покуда

Душа моя не выбилась из сил…

 

Это – Вита Шафронская.

 

… До половины выбрав жизнь свою,

Я в лес попал к моральному зверью.

Но вышел на знакомый оклик: - Папа!

И то, что оторвали мишке лапу,

И сердцем истрепался косолапый, -

Ещё не горе, - он ещё в строю.

 

…Продолжает Дмитрий Румянцев.

 

с каждым днём

тень от тебя

становится чуть длиннее

не спеши

не так быстро

помни

что тень человека

не должна быть больше

самого человека.

 

…Вторит им Вячеслав Протасов.

 

Поэтическая часть необычайно насыщена качественными текстами. Обычно редакторы журналов пытаются, если уж попадаются стихи «второго ряда» и приходится их публиковать, расставлять тексты, чередуя стихи «средние» и «шедевры». Наверно, делается это для того, чтобы у читателя не замыливался взгляд, и он мог отдохнуть от собственного восхищения(от беспрерывного восторга устаёшь так же, как и от беспрерывного отвращения)на стихах хороших, но вызывающих не эмоциональную бурю, а всего лишь тёплое ощущение от узнаваемости чувств, эмоций, образов. Здесь, в «Менестреле», у читателя нет возможности отдыхать. Он пребывает в состоянии непрерывного восторга. При этом взгляд и восприятие, как ни странно, не замыливаются. Почему? И на этот вопрос есть ответ. Редактор каждым текстом меняет ракурс восприятия, и тема остаётся свежей. Говоря компьютерным языком, обновление происходит автоматически…

Мощные подборки стихов Андрея Козырева и его же переводы В. Шекспира сами по себе способны «держать» весь блок журнала. Громкий эпитет употреблён потому, что каждая строка выверена, все тропы на своих местах. Трудно удержаться, чтобы не привести в качестве примера отрывок из какого-нибудь стихотворения. Стал подбирать отрывок, а он не отрывается, строка тянется за строкой и вытягивает целую строфу, за ней снова удачная строка, строки… и вот следующая строфа целиком, а там и всё стихотворение полностью ложится в цитату.

 

***

 

…Быть может, так и нужно – в горький миг

Припомнить детство, снова стать ребёнком,

Шептать молитвы голосом негромким,

Не ведая учёности и книг?

 

Я позабыл всё то, что прежде знал,

Я помню лишь дорогу сквозь метели

От дома – к школе…и густые ели,

И ветер острый, твёрдый как металл.

 

…И я пойду по снегу января,

Как первоклашка, в стареньком пальтишке,

Опять туда, туда, где свет, заря,

Где школа ждёт…Но поздно, поздно слишком

 

Я вышел в путь, расстался я с теплом,

И снег метёт, и ветер режет щёки…

Как тяжелы, Господь, твои уроки,

Как горек хлеб и как непрочен дом!

 

И Смерть меня потреплет по щеке,

Как будто мама, и возьмет за ручку,

И я за ней пойду, ведь это лучше,

Чем мёрзнуть от родимых вдалеке.

 

А все тропинки снегом замело.

И мы идём сквозь вьюгу пустырями.

И к Смерти я прижмусь, как будто к маме,

Чтобы вновь родное ощутить тепло…

 

А в «Менестреле», кроме стихотворений А. Козырева, поэтически сильные подборки упомянутых Дмитрия Румянцева, Виты Шафронской, Вячеслава Протасова, а также Владимира Вольвача, Владимира Костылева, Дмитрия Соснова, Игоря Егорова…

Уверен – когда по выходе нескольких номеров возникнет желание издать избранные сборники стихов с подзаголовком «опубликовано в «Менестреле», будет из чего составить книгу!

Сказанное в полное мере относится и к прозе. Правда, в журнале нет пока произведений больших жанров – романов или повестей, зато есть весьма «вкусные» и удивительные публикации, например, воспоминания космонавта Марины Попович.

(Здесь скажу коротко и в скобках. Будь я редактором журнала, даже если бы меня просила вся редакционная коллегия, не стал бы включать в журнал хвалебную статью, посвященную себе, любимому. Статья Игоря Сенина «Философия жизни Андрея Козырева», на мой взгляд, могла бы украсить любой другой журнал. Но только не этот, в котором она явно лишняя. В связи с этим подчеркну, что первый номер «Менестреля» - сугубо авторское издание, со всеми плюсами и минусами. Для большей объективности следовало бы подключить к работе редакции независимого эксперта, чьё мнение учитывалось бы редактором-составителем).

В журнале нет никаких киберпанков, никакого фэнтези, ничего, что уводит от мира (не важно, по каким причинам), ничего, что предлагает обыденной жизни другую, расцвеченную, книжную и никакого отношения не имеющую ни к прошлому, ни к настоящему, ни к будущему. Какой ни возьми рассказ – Галины Кудрявской или Серафимы Орловой, Юлии Буниной или Николая Ганебных – это будет трогательная, человечная проза. Вся проза «Менестреля» – ещё раз повторяю: трогательная, человечная, ЖИВАЯ, и о самой что ни на есть живой жизни. О той самой жизни, которую всё чаще не хотят видеть ни молодые, ни старые, не находя в ней ничего отрадного. А вот авторы «Менестреля» и, что самое важное – её редактор, человек едва за двадцать – видят, слышат, чувствуют. Браво! хочется сказать им. Браво! И тут же закрыть себе рот, испугавшись – а не избалуется ли редактор, не закружится ли его талантливая голова от ранних и чрезмерных похвал?

Впрочем, об этом мы сможем судить спустя некоторое время, а пока скажу, что рассказ Татьяны Строгановой «Единственный на свете» мне захотелось выучить наизусть и читать вслух, специально собирая для этого школьников – и в литературном музее, и в школах. Рассказ челябинской журналистки – о верности, о судьбах, о вере друг в друга. Я бы сказал, не боясь красивости – это рассказ о том, что делает нас людьми и позволяет сохранить надежду на будущее человечества.

Итак, поэтическая часть – прекрасна! Прозаическаяя часть – удивительна! Есть ещё и публицистика, и переводы. Журнал, несомненно, состоялся. Хочется понять, кто помог ему родиться?

В беседе с Андреем я спросил его, кто же спонсировал «Менестрель»? Ведь издан журнал хорошо, в нём более 100 страниц, да и тираж 200 экземпляров – для почти не читающего сейчас Омска вполне адекватный. Козырев ответил, что полностью оплатил издание… он сам. А дальше последовал не менее интересный текст, который привожу ниже почти без купюр.

«В 2012 году совместно с библиотечным техникумом создал сайт "Молодёжный проспект", посвящённый развитию омской молодой поэзии. На нём размещены стихи Четверговой, Решетниковой, Семеновой, Сенькиной, Хохлова и др. Через сайт оповещаю молодёжь о литературных новостях. Хорошие отзывы о сайте есть на сайте СРП, в изданиях Дальнего Востока, "Иртыше-Оми" и др. Ведение сайта – единственная статья моего дохода (2000 руб. в месяц), теперь нет и этого.

С 2011 года ежемесячно собираю в Областной библиотеке для детей и юношества Литературную студию им. А. Кутилова, о ней писали в "Литературной газете" (19 апреля 2011 года), в "Сибирских огнях" и др. Провожу презентации книг, журналов, альманахов, творческие вечера и др. За это получил похвальную грамоту, денег – нет.

В начале 2012 года через руководство ОмБТ договорился с замминистра культуры И.Ф. Шеиным о проведении областного фестиваля поэзии "Искрись стихами, юная душа" (название придумал не я). Собрал более 400 рукописей со всей области (в основном из деревень), отредактировал, наградил 20 лауреатов. Лучшие стихи опубликованы в журналах Омска, Петербурга, а также на моём сайте. Получил похвальную грамоту.

Учредил для участников конкурса областной семинар "Новое слово", по итогам которого выйдет коллективный сборник (5 тыс. даст ОмБТ, остальное наскребу сам).

Пытался организовать конкурс на звание лучшего поэта ОмГУ, купил призы (изделия из самоцветов на большую сумму), собрал поэтов, но университет полгода не мог найти аудиторию, где мы могли бы собраться и вручить призы. До сих пор обидно.

Наладил хорошие отношения с Организацией русскоязычных литераторов Америки (ОрЛИТА), Межрегиональным союзом писателей Украины, писательскими организациями Молдовы, Крыма, Дальнего Востока. Объединяю все эти организации в Международное объединение словесного творчества (МОСТ, другая расшифровка – Мысль, Образ, Свобода, Талант). Это будет мост между странами и континентами.

Создал также Интернет-сайт "Менестрель" и одноименный журнал – об этом говорилось выше. Пытаюсь создать также театр "Находка" на Левом берегу, чтобы ставить пьесы омских авторов.

Сотрудничаю в редколлегиях 5 журналов, 3 газет, 11 сайтов в Омске и др. местах.

…Все сведения сообщаю не для саморекламы, а только чтобы найти спонсора. Если будете писать статью, подчеркните, пожалуйста, поддержку со стороны ОмБТ».

С удовольствием подчёркиваю поддержку Омского библиотечного техникума. Многое перечислено выше. Добавлю к сказанному предоставление помещений, участие студентов в мероприятиях, создание благоприятной среды вокруг проектов Андрея Козырева в общественных и властных структурах. Побольше бы таких организаций и ещё больше бы частных лиц, готовых поделиться небольшими суммами на благие дела…

Как раз заработков, а уж тем более окупаемости, ни поэту Козыреву, ни журналу «Менестрель» в ближайшее время ждать не приходится. Видимо, с выходом в свет первого номера журнала появилось ещё одно подтверждение, что литературный труд, если он на старте не является финансовым проектом, каким являются, к примеру, обожаемые любителями книг в мягких обложках проекты набивших оскомину милицейских детективов, мелодраматических слезомоен, а также фэнтезийных от- и раз-влекалочек,– заслуживает поддержки, вложения средств. При этом инвесторы должны понимать, что их деньги вернутся не в натуральном выражении, а опосредовано, через духовный рост читателей…

…Голоса авторов «Менестреля» слышны уже по всему миру, несмотря на крохотный тираж журнала. Благодаря кому? Одному единственному человеку, Андрею Козыреву. Ему что, больше всех надо? Он не свои книги издаёт за собственный счёт, а печатает других. Не себя тиражирует, а прокладывает дорогу, по которой к читателю приходят произведения других авторов. Я звонил многим людям, взволнованно говорил, что автор-редактор-составитель Козырев, оказывается, ещё и меценат, и спонсор. Что все свои «доходы» до почти последней копейки вкладывает в издания. Мне отвечают, мол, понимаешь, старик, ну, это его личная воля, прихоть, если хочешь. Люди, мол, разные бывают, вот такие тоже есть… Не хочет, ну, пусть не издаёт ничего. Пусть питается, одевается, живёт в своё удовольствие…

К счастью, такие люди, как Андрей Козырев, есть. Но почему в начавшемся 21 веке литература, само её существование, не говоря о развитии и продвижении к читателю должна лежать на плечах подвижников – не понимаю! Им что, действительно больше всех надо?..

АВТОРЫ ИЗДАНИЯ

Алавердова Лиана

 

Алейников Владимир

 

Анищенко Михаил

 

Баранова Евгения (Джен)

 

Безденежных Марина

 

Бекишев Александр

 

Ведерникова Анна 

 

Волкова Марина

 

Гаммер Ефим

 

Горнов Григорий

 

Григорян Лев

 

Денисенко Иван

 

Долгарёва Анна (Лемерт)

 

Домрачева Ольга

 

Донсков Ингвар

 

Дмитриев Андрей

 

Джин Яна

 

Елизарова Наталья

 

Ерофеева-Тверская Валентина

 

Кальпиди Виталий

 

Кедров Константин

Коврижных Виктор

Коляда Николай

 

Кондакова Арина

 

Корнев Вячеслав

Коровин Андрей

 

Козырев Андрей

 

Коржавина Анна 

 

Куллэ Виктор

 

Купцова Лидия (Бабка Лидка)

 

Кураш Владислав

 

Курилко Алексей

 

Кузин Михаил

 

Кузнецов Николай

 

Лаврентьев Максим

 

Лященко Марина

 

Миркина Зинаида

 

Мельников Дмитрий

 

Минаков Станислав

Мурзин Дмитрий

Новикова (Нефёдова) Екатерина

 

Николаева Олеся

 

Орлова Серафима

 

Орлова Василина

Петров Александр

 

Прашкевич Геннадий

 

Прокопьев Алексей (Алёша)

Прокопьев Сергей

 

Протасов Лев

 

Пулинович Ярослава

 

Разумов Николай

 

Румянцев Дмитрий

 

Рябоконь Дмитрий

 

Садур Екатерина

 

Садур Нина

 

Сенин Игорь

 

Сергеева Анастасия

 

Симонова Дарья

 

Синельников Михаил

 

Скобло Валерий

 

Смирнов Михаил

 

Степанова Анна

 

Соснин Иван

 

Соснов Дмитрий

 

Спивак Михаил

 

Строганов Александр

 

Таран Иван

 

Телков Борис

 

Тихонов Александр

 

Токарев Алексей 

 

Трудлер Алекс

 

Улыбышева Марина

 

Улзытуев Амарсана

 

Федоровский Игорь

 

Фещенко-Скворцова Ирина

 

Хохлов Игорь

 

Цыганков Александр

 

Школьников Антон

 

Чертов Олег

 

Югай Лета

Я В СОЦСЕТЯХ

  • Иконка Facebook
  • Иконка Twitter
  • Иконка youtube

@2018 Андрей Козырев. Сайт создан при помощи Wix.com